Что такое слон или, зачем нужен системный анализ?

Однажды шестеро слепцов спросили, что такое слон. И добрые люди подвели их к слону. Один, потрогав бок, сказал: я знаю, слон - это стена. Другой, дотронувшись до ноги, произнес: это столб. Третий, подержавшись за хобот – это змея… Все они ушли в полной уверенности, что знают, что такое слон.

С этой притчи я начинаю первое занятие по дисциплине «Теория систем и системный анализ». Она позволяет ясно и кратко обозначить несколько важных аспектов этой очень интересной и полезной дисциплины.

На первом занятии она позволяет обозначить позицию, на которой мы находимся со студентами в начале изучения дисциплины. С каждой новой группой мы вместе со студентами как слепцы из притчи и перед нами «слон» - это дисциплина «Теория систем и системный анализ». У каждого есть свое представление об этой дисциплине и  для того, чтобы эффективно работать дальше нам надо, чтобы мы все одинаково понимали то, о чем мы будем говорить. И основная задача первого занятия - это определиться в терминах и прийти к общему пониманию того, что будем изучать дальше. И тогда, говоря словами одного из моих студентов «придет осознание, что «системный анализ» - это не просто набор слов, а нужная дисциплина в моей профессии».

Итак, что же такое системный анализ? «Системным анализом называется логически связанная совокупность теоретических и эмпирических положений из области математики, естественных наук и опыта разработки сложных систем, обеспечивающая повышение обоснованности решения конкретной проблемы».

Системный анализ позволяет разделить сложную задачу на совокупность простых задач, расчленить сложную систему на элементы с учетом их взаимосвязи.

Во многих других предметах есть масса приемов и методов, сложно применимых для других дисциплин. В системном анализе есть система методов, которые применяются во всех других предметах.

Одна из задач дисциплины «Теория систем и системный анализ» – изучить как можно больше методов системного анализа.  Знание методов и умение применять их к любой задаче позволяют более эффективно и качественно решать проблемы, возникающие как в профессиональной деятельности, так и в личной сфере.

В процессе освоения теоретических и практических аспектов системного анализа, применения изучаемых методов к решению задач развивается системное мышление. Системное мышление – это второй аспект, который позволяет проиллюстрировать притча про слона. Видеть системно – это видеть «всего слона сразу», видеть при решении любой проблемы ситуацию в целом, понимать все аспекты и нюансы.

Другими словами «системное мышление – это умение мыслить так, чтобы видеть целостную картину, при этом опираясь на различные теоретические модели и целостное интуитивное видение сложных объектов».  В системном мышлении пока чаще превалирует интуиция. Системное мышление с преобладанием фактора интуиции может использовать как методы индуктивного, так и дедуктивного мышления.

Каждый человек обладает системностью мышления, но не каждый пользуется. Изучение системного анализа позволяет развить системное мышление и увидеть преимущества его использования при решении любых задач любого уровня сложности в любой сфере деятельности.  Развитие системного мышления – это основная задача дисциплины «Теория систем и системный анализ».

Моя задача как преподавателя состоит в том, чтобы студенты попробовали методы системного анализа, применив их в своей практической деятельности, прежде всего профессиональной, и, может быть еще где-либо и увидели их эффективность.

Задача студентов – слушать, записывать свои мысли, задавать как можно больше вопросов, и высказывать свое мнение.

И тогда изучение дисциплины «Теория систем и системный анализ» будет интересным, полезным и позволить продвинуться дальше на пути становления эффективного профессионала.

Автор: преподаватель Слугина Н.Л.

Авторы ВГУЭС: 
Год: 
Поиск: